О проекте 2019-2020

Более 42 000 человек обучились цифровым профессиям благодаря нацпроекту «Цифровая экономика РФ»

39 117 жителей 48 регионов России бесплатно получили дополнительное образование по направлениям цифровой экономики в 2020 году. Сертификаты на обучение более чем по 400 программам были выданы в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». Куратором федпроекта в 2019-2020 году выступало Минэкономразвития РФ.
Участникам проекта были доступны на выбор программы
по 22 востребованным направлениям цифровой экономики. Стоимость образовательных услуг возмещалась образовательным организациям из средств федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Еще 3 880 человек успешно завершили обучение в 2019 году в рамках пилотного проекта в 5 регионах: Республике Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан и Тульская, Ростовская области.

Старт программы в 2021 году запланирован на первое полугодие. Пройти обучение по программам дополнительного образования смогут 25 000 человек. С 2021 года проект курирует Минцифры России.

КТО ОБУЧАЛСЯ

Всего заявки на бесплатное обучение по направлениям цифровой экономики в октябре 2020 года на сайте цифровойсертификат.рф подали более 100 тысяч человек. Прошли отбор на соответствии формальным критериям и успешно завершили обучение (получили сертификаты) 39 117 человек, что превысило показатель, запланированный паспортом федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», «не менее 33 000 обученных» в 2020 году.

Получить персональный цифровой сертификат в 2020 могли только жители 48 регионов – заявки на участие от регионов принимал оператор государственной системы предоставления персональных цифровых сертификатов – Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035.
Больше всего людей, почти 10% получателей сертификатов, проживают в Татарстане – 3 517 человек. Также в топ-10 по числу обученных по направлениям цифровой экономики вошли Нижегородская область – 2 693 человека, Башкортостан – 2 648, Ростовская область – 2 440, Ивановская область – 1 384, Ставропольский край – 1 275, Удмуртская республика – 1 223, Алтайский край – 1 190, Калининградская область – 1 159 и Пермский край – 1150.
Ключевые направления цифрового развития
регионов-участников программы персональных цифровых сертификатов в 2020 году
Получить сертификат могли совершеннолетние граждане, не достигшие пенсионного возраста. Самому младшему получателю сертификата 18 лет, а самому старшему – 63. Более 40% обучившихся – это молодые люди от 25 до 34 лет. Взрослая участники проекта: от 35 до 44 лет и от 45 до 54 лет – составили 34% и 13% соответственно. Менее 10% приходится на молодежь в возрасте от 18 до 24 лет и только 2% обладателей сертификатов находятся в предпенсионном возрасте (55-63 года). Наибольшую активность проявили женщины – среди обучившихся их 60%, и 40% – мужчины.

90 % обучившихся имеют диплом о высшем образовании и 10 % – о среднем профессиональном. Наличие законченного среднего профессионального или высшего образования для обучения на программах ДПО было одним из условий получения персонального цифрового сертификата.
20% получателей персональных цифровых сертификатов работают учителями и преподавателями. В пандемию им пришлось резко перестроиться на цифровые сервисы для продолжения своей работы, однако навыки владения этими сервисами у многих оказались недостаточными. Среди профессий получателей – руководители и работники предприятий, бухгалтеры, инженеры, экономисты, менеджеры, юристы, библиотекари, воспитатели детского сада, продавцы, врачи, журналисты, архитекторы, ИТ-специалисты, охранники, предприниматели, повара, водители, кладовщики, медсестры, фармацевты, геологи, геодезисты, токари, сторожи, фотографы, ювелиры, экскурсоводы, химики, агрономы, археологи, бармены, ветеринары, стоматологи, курьеры, переводчики, полицейские, слесари, сисадмины, таможенники, мастера маникюра, балетмейстеры, моряки, сотрудники МЧС и артисты оркестра.
Большинство получателей сертификатов планировали развивать уже существующую карьеру или полностью сменить профессию – такую мотивацию указали 39% и 38% обучившихся соответственно. 17% хотели повысить уровень дохода благодаря новым навыкам, 4% – сохранить текущее рабочее место, и только менее 1% пришли на курсы для саморазвития и повышения квалификации.

КТО ОБУЧАЛ

Участники проекта смогли выбрать курсы, предоставленные 109 образовательными организациями из 36 регионов страны.

Более 100 программ предоставили свыше 30 московских вузов, колледжей, организации ДПО и образовательных платформ – таких, как Нетология и Корпоративный университет Сбербанка. При этом только 30% получателей сертификатов выбрали московские вузы и организации.

Активное участие в проекте приняли также образовательные организации Башкортостана, Ростовской области и Татарстана –12, 8 и 6 организаций соответственно. Программы ДПО Башкортостана и Ростовской области успешно закончили по 12% обучающихся. 9% получателей сертификатов прошли курсы в организациях Татарстана, еще 5% – обучились в организациях Алтайского края.

Стоимость программ варьировалась от 7000 до 30 000 рублей. В 2020 году длительность курсов превышала 72 часа. Стоимость обучения возмещалась образовательным организациям из средств федерального бюджета.
Топ-10 организаций по количеству граждан,
обученных в рамках программы персональных цифровых сертификатов в 2020 году
1
ООО «Центр образовательных компетенций НТИ»
2
АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»
3
ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет
4
АНО ДПО «СофтЛайн Эдюкейшн»
5
ФГБОУ ВО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
6
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет
7
АНО ДПО «Учебный центр СКБ Контур»
8
АНО ДПО «Академия АйТи»
9
АНО «СОТИС-ЦЕНТР»
10
ООО «ЦОО Нетология-групп»

ВОСТРЕБОВАННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Возможность повысить квалификацию и получить «вторую цифровую профессию» предоставлялась гражданам на программах по 22 направлениям цифровой экономики, включая искусственный интеллект, программирование, кибербезопасность, большие данные, цифровой маркетинг, цифровой дизайн и другие.

В 2020 году самым выбираемым направлением среди слушателей стал цифровой маркетинг и медиа – такие программы выбрали 10 598 человек. Также в пятерку самых популярных направлений попали цифровой дизайн – 4 977 обученных, программирование и создание ИТ-продуктов – 4 846 слушателей, большие данные – 3 570 человек, системное администрирование – 3 538 слушателей.

Больше всего людей записались на курсы базового – то есть среднего уровня: 61%. Программы начального уровня выбрали 32% участников, а продвинутого – только 7%.
Самым популярным курсов среди педагогов стал курс по цифровому дизайну и интерактивным образовательным технологиям. Также среди учителей пользовались высоким спросом такие программы, как «Цифровые сервисы и интерактивные среды дистанционного взаимодействия в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки», «Технологии цифрового образования», «Цифровая грамотность преподавателя», «Создание сайтов на платформе Tilda», «Цифровой инструментарий и дизайн в профессиональной деятельности педагога и бизнес-тренера», «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности», «Использование цифровых технологий в повседневной жизни человека» и «Графический дизайн».

Врачи и медработники выбирали программы в таких направлениях, как цифровой маркетинг и медиа, большие данные, кибербезопасность и защита данных, программирование и создание ИТ-продуктов.

Среди получателей цифровых сертификатов также были востребованы программы по развитию цифровых компетенций и освоению новых технологий в строительстве, машиностроении, образовании, сельском хозяйстве, металлообработке, электроэнергетике, электронике, животноводстве, индустрии моды и др.

МНЕНИЯ

Имя и фамилия
E-mail
Вопрос
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности